В 1 полугодии 2019 года прокуратурой Дрогичинского района во взаимодействии с другими государственными и правоохранительными органами реализован комплекс надзорных и правоприменительных мероприятий, направленных на более эффективное использование возможностей правоохранительной системы в борьбе с преступностью и коррупцией и обеспечении законности.
Однако, несмотря на значительный объем проделанной работы и отдельные положительные результаты, имевшиеся недостатки и просчеты в организации данной деятельности не позволили установить положительную динамику показателей работы в данном направлении отдельных органов и организаций.
В 1 полугодии 2019 года на территории района выявлено 2 коррупционных преступления, по которым возбуждены уголовные дела по ч.1 ст.210 УК Республики Беларусь.
Так, Млынец Е.С., работая в должности начальника животноводческого комплекса «Заречка» ОАО «Дрогичинский райагросервис», являясь должностным и материально-ответственным лицом, постоянно занимающим должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, злоупотребляя своими служебными полномочиями, имея единый умысел на завладение имущества Общества, из корыстной заинтересованности в период времени с декабря 2017 года по январь 2018 года совершила хищение с молочно-товарной фермы «Заречка», находящихся в подотчете трех голов крупного рогатого скота общим весом 1092 кг. путем оформления на фиктивно трудоустроенного работника фермы заведомо подложных первичных бухгалтерских документов на выбытие указанных голов КРС в счет оплаты за произведенные работы по договору подряда, причинив материальный ущерб Обществу на общую сумму 804 рубля 81 копейку.
В виду наличия достаточных доказательств, свидетельствующих о виновности Млынец Е.С., 07.03.2019 ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь.
По постановлению прокурора района от 15.05.2019 производство предварительного следствия по уголовному делу прекращено, Млынец Е.С. освобождена от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания.
Следует отметить недостаточную работу ГБЭП Дрогичинского РОВД, которой на протяжении 2017, 2018 годов и истекшего периода 2019 года не выявлялись факты взяточничества и другие актуальные коррупционные преступления.
На фоне данных негативных тенденций выявлены нарушения Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» должностными лицами предприятий и организаций района.
В целом за год по результатам проверок и мониторингов, изучения материалов Дрогичинского РОВД было выявлено и поставлено на учет 2 правонарушения, создающие условия для коррупции, 1 нарушение антикоррупционных ограничений.
В ходе проведения надзорной деятельности прокуратурой района в 1 полугодии 2019 году проведены проверки соблюдения антикоррупционного законодательства УП «УКС Дрогичинского района», КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ», в отделе по образованию Дрогичинского РИК, учреждении «Дрогичинская районная ветеринарная станция», ОАО «Именинский» и «Бездеж-Агро»
В УП «УКС Дрогичинского района» выявлены нарушения антикоррупционного законодательства в части оформления письменных обязательств государственных должностных лиц о соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», при проведении закупок в сфере строительства.
Годовой план государственных закупок на 2018 год УП «УКС Дрогичинского района» на официальном сайте в сети Интернет размещен 12.03.2018, на 2019 год -11.03.2019.
Отдельные положения порядка закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в УП «УКС Дрогичинского района» (далее Порядок) не соответствуют требованиям, содержащимся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» и решении Брестского областного Совета депутатов от 22.12.2012 № 245 «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».
В КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ» выявлены нарушения законодательства при осуществлении государственной закупки.
В ОАО «Именинский» требования антикоррупционного законодательства в части оформления письменных обязательств государственных должностных лиц о соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и иных, соблюдаются не в полной мере. Также выявлены нарушения при проведении государственных закупок без проведения предусмотренной законодательством процедуры запроса ценовых предложений.
В отделе по образованию райисполкома выявлены нарушения в работе комиссии по борьбе с коррупцией. Работа комиссии организована ненадлежащее, руководители учреждений образования по вопросам предотвращения коррупционных проявлений не заслушивались, отсутствовал контроль за выполнением решений комиссии.
Все оформленные государственными должностными лицами и государственными служащими письменные обязательства не соответствуют ч. 2 ст. 17 Закона и устанавливают запрет на выполнение иной оплачиваемой работы только в рабочее время.
Выявлен факт нарушения антикоррупционных ограничений. Так, заведующий государственным учреждением образования «Детский ясли-сад №2 г. Дрогичина» Мельник В.Н., являясь государственным должностным лицом, в период времени с 2010 года по 31.01.2019 выполняла иную оплачиваемую работу.
Положение о порядке закупок за счет собственных средств не в полной мере соответствует требованиям, содержащимся в Постановлении № 229 и Решении № 165: не содержит обязательного положения о его размещении в открытом Доступе в ИС «Тендеры» в течение 3 рабочих дней после его утверждения; к конкурентным видам процедур закупок наряду с открытым конкурсом, запросом ценовых предложений отнесена закупка из одного источника, которая таковой не является; отсутствует требование о размещении не позднее 1 февраля в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных учреждением в предыдущем году.
При проверке в ОАО «Бездеж-Агро» установлено, что нарушены требования антикоррупционного законодательства в части оформления письменных обязательств государственных должностных лиц о соблюдении ограничений, предусмотренных ст, 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и иных, соблюдаются не в полной мере.
Проверкой установлены нарушения Положения о порядке организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01. 2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» при приобретении комплекса работ по известкованию кислых почв (изготовление документации, приобретение известковых материалов, оплата работ по известкованию почв) и приобретение услуг по техническому обслуживанию энергонасыщенных тракторов, кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов.
На официальном сайте сведения о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, не размещены.
Как показали и показывают проверки и мониторинги, проведенные прокуратурой района, нарушения Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» носят довольно распространенный характер.
Вопросы борьбы с преступностью и коррупцией неоднократно рассматривались на координационном и оперативных совещаниях. Заслушивались отчеты должностных лиц РОВД, руководителей предприятий и организаций.
Информация по борьбе с коррупцией и организованной преступностью доводится до сведения населения через средства массовой информации района. Вопросы состояния преступности и, в том числе, коррупции на территории района заслушивались на заседаниях райисполкома, на заседании Совета по координации контрольной деятельности административных, правоохранительных и контрольных служб района.
Мониторинг отраслей народного хозяйства, социальной сферы на предмет коррупционности осуществляется путем изучения актов контролирующих органов, поступающей оперативной информации, путем проведения проверок и др.