Дрогичинский районный исполнительный комитет

Дрогичинский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Прокуратура // На страже закона

Информационная записка о состоянии законности и правопорядка на территории Дрогичинского района в первом полугодии 2019 года

29/11/2019 06:53

Прокуратурой Дрогичинского района проанализировано состояние законности и правопорядка на территории Дрогичинского  района в 1 полугодии 2019 года.

В первом  полугодии  усилия  прокуратуры  района  при осуществлении надзорных функций были сосредоточены на координации деятельности правоохранительных органов Дрогичинского района в решении проблем борьбы с преступностью и ее предупреждения, выполнении задач защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, с использованием полномочий, предоставленных прокурору законодательством Республики Беларусь.

Был реализован комплекс  надзорных и правоохранительных мероприятий, направленных на более эффективное использование возможностей правоохранительной системы в борьбе с преступностью и обеспечению законности. Это позволило смягчить воздействие негативных процессов на жизнь людей, мобилизовать деятельность силовых структур на защиту прав граждан и интересов государства, способствовало укреплению законности и правопорядка на территории  Дрогичинского района.

Материалы прокурорского надзора, анализ статистических и иных данных за первое полугодие 2019 года свидетельствуют о том, что принятыми мерами в районе удалось достигнуть определенных позитивных изменений, связанных с активизацией деятельности районных правоохранительных структур и местных органов власти по охране правопорядка, защите прав и свобод граждан. Вместе с тем в работе правоохранительных органов района имеют место упущения и недостатки, формальный подход к проблеме профилактики отдельных видов преступлений.

В сравнении с первым полугодием 2018 года по итогам первого полугодия  2019 года криминальная обстановка в районе незначительно  ухудшилась и характеризуется увеличением показателя как общеуголовной преступности, так и преступлений, регистрируемых по линии уголовного розыска.

В первом полугодии 2018 года в районе зарегистрировано 109 преступлений, за аналогичный период текущего года - 114 преступлений, что на 5 преступлений  или на 4,6% больше.

Имеются недостатки в работе оперативных служб правоохранительных органов района по раскрытию преступлений. За 6 месяцев 2019 года общая раскрываемость преступлений  снизилась и составила 78,1% (2018 – 83,5%), до настоящего времени остаются нераскрытыми особо тяжкие преступления, совершенные на территории района в прошлые годы, работа по ним практически не ведется, о чем свидетельствуют выявленные проверкой недостатки в ведении оперативно-розыскной деятельности в данном направлении.

Анализ преступности показывает, что увеличение общего количества совершенных на территории района  преступлений достигнуто в основном за счет увеличения количества совершенных краж. В то же время в структуре преступлений кражи имущества доминируют и составляют  37,9%. Раскрываемость данного вида преступлений снизилась и составляет 60,0% (2018 г. – 65,5%).

Как показывает исторический опыт и научные исследования, на состояние такого вида преступлений как кражи существенно влияют социально-экономические условия. Остающийся низким уровень благосостояние населения, латентная безработица, проблемы пьянства, наряду с этим отсутствие либо слабое развитие промышленности (малое количество рабочих мест и низкая заработная плата) – все это негативно отражается и на имущественной безопасности граждан. Данные проблемы характерны в той или иной мере для Дрогичинского района.

Первостепенное значение в борьбе с корыстной преступностью в целом и с кражами в частности будет иметь общее оздоровление социально-экономической обстановки в районе и прежде всего увеличение реальных доходов населения.

Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что в истекшем полугодии более чем в 3 раза увеличилось количество совершенных на территории района тяжких и особо тяжких преступлений по линии уголовного розыска – с 2 до 6.

Все совершенные на территории района наиболее опасные преступления, такие как разбой, мошенничества - раскрыты.

Снизилось количество преступлений, совершенных в сельской местности с 72 до 62 (-13,9%). Значительный рост количества преступлений отмечается на территории  Дрогичинского (с 13 до 21), Немержанского (с 0 до 4), Закозельского (с 4 до 6), Антопольского (с 8 до 17)  сельских Советов. Большинство из совершенных преступлений относится к категории менее тяжких.

Нуждается в коррекции работа ГБЭП РОВД. Количество выявленных экономических преступлений по итогам первого полугодия 2019 года значительно сократилось – с 21 до 4. Работа по выявлению коррупционных преступлений недостаточно эффективна, не смотря на то, что и прокуратурой области, и неоднократно прокуратурой района указывалось на необходимость ее активизации, в течение длительного периода времени не выявлялись факты взяток, злоупотреблений и превышений власти и служебными полномочиями.

Не теряет актуальности для района проблема алкоголизации населения. Злоупотребление алкоголем стало прямым следствием возникновения значительной части происшествий, повлекших гибель и травмирование людей.

Надлежащее взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов, местных органов исполнительной власти вопросах организации профилактической деятельности не налажено, усматривается пассивность и безынициативность в деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Доступность алкогольной продукции для населения является одним из условий, способствующих распространению пьянства.

Снизилась результативность работы Дрогичинского РОВД  в работу по предупреждению нарушений антиалкогольного законодательства.

Не смотря на увеличение общего количества санкционированных постановлений о производстве осмотра (138 против 111), уменьшалось количество изъятой браги (1591 л. (-44), 30 литров самогона (-164 л), 13 самогонных аппаратов (-10), к административной ответственности по ст.12.43 КоАП  привлечено 49 граждан (-15), по ст.17.3  - 437 (-110).

Приведенные данные свидетельствуют, о явно недостаточном взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов, местных органов исполнительной власти  в вопросах организации профилактической деятельности, о фактах пассивности и безынициативности в деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Злоупотребление алкоголем стало прямым следствием возникновения значительной части происшествий, повлекших гибель и травмирование людей. В истекшем периоде 2019 года от острого отравления алкоголем погибло 6 человек.

На территории Дрогичинского района преступность несовершеннолетних по сравнению с  аналогичным периодом 2018 года уменьшилась с 3  до 0 преступлений.

В этой связи, эффективность работы государственных органов (организаций) и общественных объединений по организации досуга детей и молодежи, их временной и постоянной трудовой занятости, а также деятельности по формированию у молодежи различных возрастных групп гражданственности и патриотизма, политической и правовой культуры, можно признать удовлетворительной.

Произошло незначительное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с 14  до 15.

В истекшем полугодии фактов гибели людей в результате ДТП не имелось, в ДТП травмировано 15 человек. В аналогичном периоде 2018 года также не имелось фактов гибели людей в ДТП, 18 человек было ранено. При этом в одном случае ДТП совершено лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (в 2018 году имелось 3 факта ДТП, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения).

Как и ранее, основной упор в профилактике правонарушений, совершаемых на почве семейно-бытовых конфликтов, по сложившейся практике делается на органы внутренних дел. В то же время потенциал местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов, общественных формирований, являющихся в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» важнейшими субъектами указанной деятельности, используется не в полной мере.

Проведенной прокуратурой района проверкой в Хомском, Дрогичинском сельисполкомах, Дрогичинском РОВД выявлены недостатки и упущения в функционировании системы обеспечения общественной безопасности. Предусмотренные законодательством меры и возможности по повышению качества профилактической работы по предупреждению пьянства, правонарушений и преступлений сельисполкомом и общественными формированиями, расположенными на его территории, в полной мере не используются.

Приоритетные направления надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов обуславливались общей экономической ситуацией в районе.

В силу требований Директивы №3 наибольшую актуальность в сфере экономической безопасности страны приобретают обеспечение сбалансированного развития организаций и повышение эффективности их работы, улучшение финансового состояния в целях создания условий для устойчивого и качественного экономического роста. Бесхозяйственность и несоблюдение производственно-технологической дисциплины являются одними из причин возникновения экономических потерь.

Надзорно-аналитические мероприятия, проведенные прокуратурой района, показали, что во многих хозяйствах отсутствует надлежащий учет лома черного металла. По постановлениям, вынесенным должностными лицами ОВД Дрогичинского райисполкома за отсутствие правильного и своевременного учета лома черных металлов к административной ответственности привлечены должностные лица ОАО «Брашевичи», ОАО «Дрогичинский райагросервис», ОАО «Осиповичи», ОАО «Агро-Детковичи», ОАО «Радостовский» и др.

Соблюдение технологической и трудовой дисциплины в агропромышленном комплексе – главная составляющая обеспечения роста производства продукции и ее качества.

Вместе с тем, анализ причин непроизводительного выбытия скота показывает, что основными причинами падежа крупного рогатого скота  по-прежнему является неполноценное и несбалансированное кормление скота, недостаточное ветеринарное обеспечение и недобросовестное отношение работников сельскохозяйственных организаций района к исполнению своих обязанностей. Руководство многих хозяйств своевременно не выявляет и не анализирует причины непроизводительного выбытия скота и не принимает мер к их устранению, крайне либерально относится к привлечению виновных лиц к материальной и дисциплинарной  ответственности.

На подобные нарушения в истекшем полугодии  указывалось в представлениях, внесенных в ОАО «Бездеж-Агро» и ОАО «Пеняково»,  по результатам рассмотрения которых по инициативе прокуратуры района к дисциплинарной ответственности привлечено 30 работников сельхозпредприятий, к материальной - 36 на общую сумму  2087 руб.

В истекшем полугодии имелось 7 фактов возврата молока из перерабатывающих предприятий в хозяйства района: в ОАО «Осиповичи», ОАО «Хомское» (3 факта), ОАО «Брашевичи», ОАО «Пеняково» (2 факта 29.06.2019). Как показывают надзорно-аналитические мероприятия, ущерб, причиненный хозяйствам в результате возврата молока, с виновных лиц не взыскивался.

В этой связи управлению по сельскому хозяйству и продовольствию  необходимо ужесточить контроль за сохранностью собственности в агропромышленном комплексе района, обязать руководителей сельхозпредприятий постоянно анализировать причины хищений, непроизводительного выбытия скота, возврата молока и незамедлительно принимать меры к их устранению.

Обеспечение надлежащих условий труда работников, содержания оборудования и приспособлений в соответствии  с установленными требованиями считается одним из основных критериев оценки работы руководителей организаций и предприятий района.

Вместе с тем, при посещении некоторых сельскохозяйственных и строительных организаций района выявлены факты нарушения правил охраны труда и техники безопасности, создающих реальную угрозу жизни и здоровью работников и требующих оперативного устранения, отдельные руководители хозяйств и организаций района не считают вопросы безопасности работников приоритетными, концентрируя усилия на решении иных внутрихозяйственных проблем.

Нарушения правил охраны труда допускались в ОАО «Дрогичинский райагросервис», ОАО «Бездеж-Агро»,  ОАО «Липникский», ОАО «Осиповичи», ОАО «Брашевичи», ОАО «Осиповичи», КУСП «Племенной завод Закозельский», ГП «Дрогичинская ПМК-8», СУ-26 ОАО «Стройтрест № 2 г. Пинска».

Причинами нарушений явилось то, что руководители и специалисты служб по охране труда названных субъектов хозяйствования не проявляют должной активности в работе по ежедневному контролю за организацией охраны труда в  подразделениях организаций, пресечению допускаемых нарушений и принципиальной постановке вопроса об ответственности нарушителей. Роль таких служб на большинстве предприятий и организаций района значительно принижена из-за слабой инициативы самих работников службы и отсутствия должного контроля со стороны руководства субъектов хозяйствования.

Нарушения законодательства при ведении административного процесса прокуратурой района выявлены в Дрогичинском РОВД, учреждении «Дрогичинская районная ветеринарная станция», за допущенные нарушения 2 работника по инициативе прокуратуры района привлечены к дисциплинарной ответственности, 9 незаконных постановлений по протестам прокурора были изменены либо отменены.

Одним из главных направлений общенадзорной деятельности прокуратуры района является надзор за исполнением антикоррупционного законодательства. В ходе осуществления надзорных проверок в указанном направлении выявлены факты нарушений антикоррупционного законодательства, законодательства о закупках товаров (работ, услуг) в ОАО «Бездеж-Агро», ОАО «Именинский»,  КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ», УП «УКС Дрогичинского района».

Повышение эффективности борьбы с коррупционными проявлениями возможно лишь при усилении системности и взаимодействия в деятельности правоохранительных структур и органов власти и управления района. Руководителям государственных органов, субъектов хозяйствования государственной (с долей государственной) формой собственности следует больше внимания уделять вопросам выработки конкретных организационно-практических мер по противодействию коррупции.

Прокуратурой района в истекшем полугодии в экономические суды в интересах субъектов хозяйствования района с целью взыскания просроченной дебиторской задолженности направлено 3 заявления о возбуждении приказного производства. Анализ претензионно-исковой работы на предприятиях и организациях района показывает, что, в целом, работа по  взысканию просроченной дебиторской задолженности соответствует предъявляемым требованиям.

По результатам надзора за исполнением законодательства в истекшем полугодии прокуратурой района руководителям учреждений и организаций с целью устранения выявленных нарушений внесено 19 представлений и 13 предписаний, принесено 13 протестов на незаконные решения и постановления, по инициативе прокуратуры района 22 лица привлечено к административной ответственности, 64 – к дисциплинарной, 39 – к материальной.

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки