Дрогичинский районный исполнительный комитет

Дрогичинский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Надзор за исполнением законодательства

О состоянии законности и правопорядка, борьбы с коррупцией на территории Дрогичинского района в 2019 году

08/05/2020 06:20

В  2019 году усилия прокуратуры Дрогичинского района  при осуществлении надзорных функций были сосредоточены на координации деятельности правоохранительных органов Дрогичинского района в решении проблем борьбы с преступностью и ее предупреждения, выполнении задач защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, с использованием полномочий, предоставленных прокурору законодательством Республики Беларусь.

Принятыми государственными органами, в том числе правоохранительными и прокуратурой района, а также исполнительными и распорядительными органами меры способствовали дальнейшему укреплению законности и правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц в осложнившихся условиях социально-экономического развития. Вместе с тем, в работе правоохранительных органов района имеют место упущения и недостатки, формальный подход к проблеме профилактики отдельных видов преступлений, нередки факты нарушения экономических интересов государства, конституционных прав граждан.

В сравнении с 2018 годом по итогам 2019 года криминогенная обстановка в районе ухудшилась и характеризуется увеличением показателя общеуголовной преступности.

В 2019 году в районе было  зарегистрировано 254 преступления, а за   2018 год – 229 преступлений, что на 25 преступлений  или на 10,9% больше. Раскрыто - 186 или 73,2 % преступлений (76,4% в 2018 году).

Стабильно высоким остается удельный вес краж в структуре общей преступности – 38,5%. Так, из общего количества зарегистрированных преступлений 98 составляют кражи имущества, их рост составил 21%. Раскрываемость данного вида преступлений составила 56,1%. 43 преступления о кражах остались нераскрытыми, преступники по данным делам не установлены, имущественный ущерб, причиненный гражданам, не возмещен.

Характерной чертой анализируемого периода стало значительное увеличение числа краж велосипедов – 19 (6 в 2018 году).

С  0 до 2 увеличилось количество разбоев. Все совершенные на территории района наиболее опасные преступления, такие как умышленное причинение тяжких телесных повреждений, разбой, и другие - раскрыты.

Анализ состояния преступности   показал, что произошел рост преступлений, совершённых в отношении лиц пенсионного возраста  с 32 до 51 (59,4%).

Как положительное следует указать, что на территории района в текущем году не совершались умышленные убийства, причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего.

По сравнению с предыдущим годом отмечено снижение  прес-тупности в сельской местности со 147 до 135 (-8,2%). Снижение отмечается на территории Бездежского сельского Совета (с 23 до 8), Закозельского (с 20 до 12), Попинского (с 11 до 9), Именинского (с 10 до 4), Вульковского (с 11 до 8).

Рост преступности отмечается на территории Дрогичинского (с 38 до 43), Антопольского (с 12 до 31),  Радостовского (с 6 до 15) сельских Советов.

Полагаю, что руководителям сельских исполнительных комитетов, на территории которых произошел рост преступности, необходимо принять дополнительные меры по профилактике преступлений и правонарушений. В том числе необходимо незамедлительно проанализировать причины роста преступности на подведомственной территории и рассмотреть данный вопрос на заседаниях советов общественного пункта охраны правопорядка с принятием конкретных решений.

Проверками исполнения требований Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», проведенными прокуратурой района, установлены упущения и недостатки в деятельности  ОВД Дрогичинского райисполкома и иных субъектов профилактики.

Недостаточно эффективно субъектами профилактики проводится работа с семьями, в которых лица злоупотребляют спиртными напитками, применяют физическую силу в отношении своих близких.

В ходе проведения проверок в Антопольском и Немержанском сельисполкомах установлены нарушения законодательства о профилактике преступлений и правонарушений, недостатки в работе советов общественного пункта охраны правопорядка, отсутствие надлежащего взаимодействия с правоохранительными органами  в данных вопросах.

Следует отметить, что в связи с отсутствием надлежащей организации ведомственного контроля, в Дрогичинском РОВД  имеют место нарушения учетно-регистрационной дисциплины; неполнота проведения доследственных проверок, повлекших принятие преждевременных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем свидетельствует отмена прокурором района 31 постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, из них 1 – с одновременным возбуждением уголовного дела; невысокое качество оперативного сопровождения по отдельным уголовным делам; иные существенные недостатки, негативно отражающиеся на эффективности работы Дрогичинского РОВД  в сфере борьбы с преступностью.

Не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям  работа группы по борьбе с экономическими преступлениями (ГБЭП) Дрогичинского РОВД. Так, в 2019 году сотрудниками ГБЭП выявлено 5 экономических и 6 коррупционных преступлений. Основная масса из выявленных преступлений  относятся к категории менее тяжких и не  представляющих большой общественной опасности. Выявленный подразделением экономический эффект незначителен и составил 6296,07 руб. В течение нескольких последних лет не выявлялись факты взяточничества.

Не смотря на проводимую работу, до настоящего времени остаются нераскрытыми особо тяжкие преступления, совершенные на территории района в прошлые годы - убийство семьи Демидюков в г.п. Антополь,   убийство Козыревой в д. Дуброва.

Отмечено снижение семейно-бытовой преступности – совершено 22 преступлений против 14 в 2018 г. (-36,4%).

Неблагополучной в районе сложилась обстановка в вопросах эффективности системы профилактики алкоголизации населения. В 2019 году погибло 7  граждан от острых алкогольных отравлений.

Вопросы деалкоголизации населения требуют особого внимания и системной работы со стороны всех субъектов профилактики.

Судом Дрогичинского района в 2019 году  вынесены решения о направлении в ЛТП 42 граждан, в лечебно-трудовые профилактории реально изолированы  48  жителей города и района.

Особого внимания требует проблема гибели граждан в результате дорожно-транспортных происшествий. В 2019 году отмечен значительный рост ДТП – с 16 до 24, в результате которых  погибло  3 (2 в 2018 году) человека, 26 человек получили телесные повреждения.

Сотрудниками ОГАИ Дрогичинского РОВД не проводится надлежащая работа по стабилизации обстановки с аварийностью на территории района, укреплению  дорожно-транспортной дисциплины среди участников дорожного движения. Вместе с тем, еще большое количество водителей, пешеходов, велосипедистов  допускают нарушения ПДД.

Особую тревогу вызывает значительный рост в 2019 году фактов гибели людей на пожарах – 1 до 5 лиц. Вместе с тем, в ходе проведения проверки организации надзорно-аналитической работы в Дрогичинском РОЧС выявлены существенные недостатки, свидетельствующие о недостаточности проводимой профилактической работы: формальность принятых решений оперативных совещаний, непринятие мер по обеспечению пожарной безопасности в домах наиболее уязвимых категорий населения.  К примеру, в 2019 году в пожарах погибли Марушко С.М., 1941 г.р., инвалид 1 группы, Хомичук А.П., 1940 г.р., престарелая гражданка.

Вопрос гибели граждан от внешних причин стал предметом обсуждения на заседании координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией 17.12.2019, по результатам которого субъектам профилактики даны конкретные указания по стабилизации сложившейся в районе ситуации в данном направлении.

Проведенными проверками выявлены недостатки в организации работы отдельных учреждений и организаций по выполнению требований директив Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Нарушения требований Директивы №1 в части обеспечения безопасных условий труда были выявлены в ОАО «Алексеевичи-Агро», ГУСП «Дрогичинская ПМК-8», ОАО «Брашевичи». Следует отметить, что в истекшем году на объектах,  строительство которых велось ГУСП «Дрогичинская ПМК-8», нарушения правил по охране труда выявлялись неоднократно.

Обращает на себя проблема производственного травматизма. Число несчастных случаев с тяжелым исходом возросло на территории  района с 1 до 2. Из результатов проводимых прокуратурой района проверок исполнения законодательства об охране труда и технике безопасности следует,  что руководители и специалисты служб по охране труда субъектов хозяйствования не проявляют должной активности в работе, особенно по ежедневному контролю за организацией охраны труда во всех подразделениях, пресечению допускаемых нарушений и принципиальной постановке вопроса об ответственности нарушителей. Роль таких служб на большинстве предприятий и организаций района значительно принижена из-за слабой инициативы самих работников службы и отсутствия должного контроля со стороны руководства субъектов хозяйствования.

В Директиве Президента Республики Беларусь от 04.03.2019 №6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» (далее – Директива №6) акцентировано внимание на том, что агропромышленный комплекс и его базовая отрасль  – сельское хозяйство, являются ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и социальный потенциал на территории сельской местности.

При этом особо подчеркнуто, что одной из важнейших стратегических целей государственной политики является создание условий для дальнейшего устойчивого развития агропромышленного комплекса, которое напрямую зависит в том числе от показателей эффективности развития организаций, соблюдения отраслевых регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции и обеспечения ее качества, внедрения новых производственных и управленческих технологий, состояния производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства  и законностью правовых актов особое внимание прокуратура района уделяла  вопросам соблюдения ветеринарного законодательства при содержании и кормлении крупного рогатого скота, сохранности собственности сельхозпредприятий, законодательства в области идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения.

На фоне снижения в целом по району количества падежа скота с 993 до 763 голов в ОАО «Радостовский» в 2019 году допущен рост количества павших голов крупного рогатого скота (с 40 до 74). Проведенным мониторингом молочно-товарных ферм хозяйства установлены причины и условия произошедшего падежа КРС. В частности, основной причиной заболеваний и гибели животных стало  нарушение работниками хозяйства Организационно-технологических требований при производстве молока на молочных комплексах промышленного типа, одобренных постановлением коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 04.06.2018 №16. По требованию прокуратуры района виновные в падеже работники общества привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности.

Нарушения законодательства в области идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения, в части несвоевременного внесения в реестр сельскохозяйственных животных необходимых сведений,   выявлялись в ОАО «Радостовский», ОАО «Осиповичи», КСУП «Племенной завод Закозельский».

Не всеми сельскохозяйственными организациями района обеспечивается исполнение поручения Главы государства об исключении фактов заготовки кормов в бурты и курганы (ОАО «Осиповичи, ОАО «Алексеевичи-Агро», ОАО «Агро-Детковичи»).

Субъектами хозяйствования Дрогичинского района, имеющими долю государственной собственности, допущен рост просроченной дебиторской задолженности: по состоянию на 01.12.2019 в сравнении с 01.01.2019 более чем на 35% (с 2 047 тыс. руб. до 3 123 тыс. руб.). В частности, у ОАО «Дрогичинский райагросервис» дебиторская задолженность выросла с 221 тыс. руб. до 1 188 тыс. руб., у ОАО «Антопольская ватно-прядильная фабрика» с 206 тыс. руб. до 412 тыс. руб.

По-прежнему, не в полной мере в районе исполняются  требования Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».  Так, при разрешении обращений граждан в КУМП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ» не всегда разъяснялся порядок обжалования принятых решений, установленный Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», а также на электронные обращения граждан ответы в электронном виде не направлялись.

По всем выявленным нарушениям законодательства прокуратурой района приняты меры прокурорского реагирования.

Анализ исполнения требований законодательства о борьбе с коррупцией показывает, что, несмотря на осуществление правоохранительными органами района во взаимодействии с иными государственными органами ряда организационно-практических мероприятий, эффективность такой работы не отвечает предъявляемым требованиям.

В 2019 году на территории района Дрогичинским РОВД выявлено 6 коррупционных преступлений, по которым возбуждены уголовные дела: 4 уголовных дела  - по ч.1 ст.210 УК Республики Беларусь, 2 – по ч.1 ст.14, ч.2 ст.431 УК РБ.

Уголовные дела по ст.210 УК возбуждались в отношении должностных лиц ряда сельскохозяйственных организаций (ОАО «Дрогичинский райагросервис», ОАО «Пеняково», ОАО «Хомское»), а также мастера подсобного производства «СУ-25» ОАО «Строительный трест №2», который совершил хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями 3 кубометров бетона стоимостью 287,68 руб., который был отгружен по его указанию с РБУ.

В ходе проведения надзорной деятельности прокуратурой района в 2019 году проведены проверки соблюдения антикоррупционного законодательства УП «УКС Дрогичинского района», КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ», в  отделе по образованию Дрогичинского РИК,  учреждении «Дрогичинская районная ветеринарная станция», ОАО «Экзон-Глюкоза»,  ОАО «Именинский» и «Бездеж-Агро», Республиканский ландшафтный заказник «Званец».

В УП «УКС Дрогичинского района» выявлены нарушения антикоррупционного  законодательства в части оформления письменных обязательств государственных должностных лиц о соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»,  при проведении закупок в сфере строительства, не своевременного размещения годовых планов государственных закупок на 2018 и 2019 года  на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, отдельные положения порядка закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в УП «УКС Дрогичинского района» не соответствуют  требованиям законодательства.

В КУМПП ЖКХ «Дрогичинское ЖКХ» выявлены нарушения законодательства при осуществлении государственной закупки.

В ОАО «Именинский» требования антикоррупционного законодательства в части оформления письменных обязательств государственных должностных лиц о соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и иных, соблюдались не в полной мере. Также выявлены нарушения при проведении госзакупок  без проведения предусмотренной законодательством процедуры запроса ценовых предложений.   Положение о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» на день проверки не было  размещено.

В отделе по образованию райисполкома выявлены нарушения в работе комиссии по борьбе с коррупцией. Работа комиссии организована ненадлежаще, руководители учреждений образования по вопросам предотвращения коррупционных проявлений не заслушивались, отсутствовал контроль за выполнением решений комиссии.

Все оформленные государственными должностными лицами и государственными служащими письменные обязательства не соответствовали ч. 2 ст. 17 Закона и устанавливают запрет на выполнение иной оплачиваемой работы только в рабочее время.

В РУПП «Экзон-Глюкоза» выявлены факты совершения государственными должностными лицами предприятия коррупционных правонарушений.  Так, главный инженер  РУПП Козак Д.А. и мастер ремонтно-механического участка Дмитрук А.Ф. 30.08.2019 около 15.00 передали во временное пользование принадлежащие предприятию строительные леса начальнику участка Катаеву Р.Г., который   без надлежащего оформления транспортных документов и внесения платы дал указание о доставке лесов на служебном автомобиле  к месту его жительства. В действиях Козака Д.А. и                Дмитрука А.Ф. усмотрен состав коррупционного правонарушения, предусмотренного абз.9 ч.1 ст.37 Закона РБ «О борьбе с коррупцией», в действиях Катаева Р.Г. – предусмотренного абз.5 ч.1 ст.37 Закона. По требованию прокурора указанные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

При проверке в ОАО «Бездеж-Агро» установлено, что нарушены требования антикоррупционного законодательства в части оформления письменных обязательств государственных должностных лиц о соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Проверкой установлены нарушения Положения о порядке организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01. 2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», а также  при приобретении  комплекса работ по известкованию кислых почв (изготовление документации, приобретение известковых материалов, оплата работ по известкованию почв) и приобретение услуг по техническому обслуживанию энергонасыщенных тракторов,  кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов.

На официальном сайте сведения о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, не были размещены. Положение о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» на день проверки не размещено.

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки